ВЕРА СКВОЗЬ ВЕКА: ПУТЬ ПРАВОСЛАВИЯ В КАРЕЛИИ

         Христианизация Карелии началась после вхождения ее в состав Новгородского государства. В 1227 году новгородский князь Ярослав Всеволодович во время похода на прибалтийско-финское племя емь крестил почти всю корелу. Это событие исследователи связывают с борьбой Новгорода против Швеции, распространявшей католичество.

 

Исторический контекст и крещение карелов

        В период на рубеже XI и XII веков шведы и новгородцы делили влияние в Финском заливе — выходе к Балтийскому морю. Здесь проходил торговый путь в богатую Ганзу — союз немецких городов. Контроль над побережьем был критически важен, так как корабли того времени могли ходить, только опираясь на береговые базы.

      Шведы, вооружившись буллой римского папы, отправились в Северный крестовый поход на финно-угорские племена. Они крестили огнем и мечом: прошлись по племени сумь (суоми), потом по племени емь (хямя). В отличие от викингов, они не просто грабили, а устанавливали свою политическую власть: строили собор, устанавливали епископат и обкладывали всех налогами. Тех, кто не соглашался, уничтожали, насильно обращая в католическую веру.

     Чтобы отстоять свои интересы, новгородцы призвали опытного воина и политика своего времени — князя Ярослава Всеволодовича, родного брата великого князя Владимирского Юрия. Ярослав Всеволодович служил Новгороду, ходил за него со своим войском в походы: в 1222 году разорил Эстонию, в 1226-м — Южную Финляндию.

    В то время действовал принцип: чья вера, того и власть. Если Новгород ставил своих священников, это означало, что через них он мог контролировать эту землю. Таким образом, крещение, помимо духовного смысла, предоставляло Новгороду возможность укрепиться в этой приграничной земле.

    В 1227 году Ярослав Всеволодович решает крестить карелов. Древний летописец писал об этом так: «В лѣто ҂ ЅѰЛЕ … Того ж лѣта. Кнѧзь Ѩрославъ Всеволодичь, пославъ, крѣсти множство Корѣлъ, мало не всѣ люди» («В лето 6735 [В год 1227]… Того же лета князь Ярослав Всеволодичь, послав, крести множство корел, мало не все люди»).

    Старец Лаврентий, создавая свою летопись, пользовался древним летописным сводом, который имелся в его распоряжении и который он сам называл «Великий летописец Русский» («Великий» означает «большой», то есть полный текст). Лаврентий, когда писал о каком-нибудь событии кратко, напоминал читателю: если хочешь узнать подробнее — читай в «Великом летописце». Этот древний свод до наших дней не дошел. Но анализ текста Лаврентьевской летописи показал, что «Великий летописец» создавался путем дописывания в него все новых и новых событий очередным летописцем. В частности, эту статью за 1227 год Лаврентий переписал из него, не изменяя записи своего предшественника.

    Как считает историк Алексей Жуков, это доказывает сам текст статьи. Она начинается не с сообщения о крещении карелов, а с известия о том, что в Суздальско-Владимирской епархии был поставлен новый епископ Митрофан. Это произошло незадолго до интересующего нас события. На поставлении был великий князь Юрий со своими детьми и братом Святославом. Далее следует интересная фраза: «Приключисѧ и мнѣ грѣшнаму ту[т] быти». И сразу же за этим идет известие о крещении карелов. То есть предшественник Лаврентия, который сообщал о крещении карелов, лично был на поставлении епископа. Таким образом, он был непосредственным свидетелем всех этих событий и писал о них как современник — сразу после того, как они произошли.

    Фраза летописца «мало не все люди» означает «почти всех». То есть карелов крестили массово и практически одномоментно. Сам князь Ярослав Всеволодович в этом не участвовал лично, он послал клир — священнослужителей.

    Отсутствие свидетельств об этом событии в других документах, например, в новгородских летописях, историки объясняют тем, что в то время новгородского архиепископа Антония разбил паралич, у него отнялась речь, и он не мог заниматься управлением. В Новгороде велась своя летопись, но когда архиепископ заболел, новгородское летописание прервалось на время. В 1230-е годы избрали нового епископа, и снова начали вести письменную хронологию. События же, которые происходили до этого, описывали постфактум, но не все. О крещении карелов там ничего не сказано, потому что архиепископ не принимал в нем непосредственного участия.

 

Становление церковной жизни

     Археологические раскопки могильников веси (которые, по одной из версий, породили вепсов; земли веси на Свири и Олонке во время описываемых событий уже входили в состав древнерусского государства) подтверждают, что они крестились примерно в одно время с карелами, но у них этот процесс был более растянут.

   Третий коренной народ Карелии — русские — приходили уже крещеными. Пути их миграции проходили через Пудож по восточному берегу Онежского озера. Так они шли на Заонежский полуостров и к Белому морю.

   Итак, карелы крестились в православие, чем высказали свою расположенность к Новгороду и стали форпостом в его противостоянии со шведами. Был ли этот союз взаимовыгодным? Алексей Жуков комментирует так: «Карелы были язычниками. И для язычников, то есть многобожников, Христос был очень сильным Богом. Тем более такие сильные народы, как русские и шведы, ему поклонялись. Значит, чтобы обезопасить себя, нужно было признать Христа. Но одновременно карелы выбирали и свою государственную принадлежность».

   Ирина Степанова добавляет: «Карелы могли оказаться или под шведами, или под новгородцами. Нет свидетельств тому, чтобы они как-то сопротивлялись православию или, наоборот, как-то особенным образом его приняли. Карельский народ, скорее, доверял православной церкви больше, чем католической, методы которой были более жесткими. Между Новгородом и карелами сложился некий военно-политический союз: новгородцам выгодно торговать с карелами, потому что у них пушнина, а карелы хорошо договариваются с новгородцами о помощи, о защите, о протекторате».

  Исследователи отмечают, что в первой трети XIII века жизнь карелов все еще основывалась на родоплеменных отношениях: они жили небольшими группами, хуторами. У каждого — свои территории и границы. Границы разделяли ничейные земли — «пюхя». Позже, в современном карельском, это слово приобрело значение «святой». А тогда это означало «табу», «граница», «ограда», «неприкосновенность». Поэтому озера, которые разграничивали владения, называли «пюхяярви» — «святое озеро». Озеро с таким названием есть и сейчас на границе Карелии и Финляндии, рядом с Вяртсиля.

   Священнослужители, которые пришли на территории карелов из Новгорода, стали создавать погосты. Эта система была совершенно новой: теперь объединяющей силой был не род, а приход. В каждом погосте строили церковь. Новгород стал объединять погосты в одну Карельскую землю.

    Алексей Жуков отмечает: «Таким образом, этнос карелов складывался тоже благодаря христианизации».

   К началу XIV века все территории карелов в Приладожье были поделены на погосты — административно-территориальные единицы, во главе которых стояла церковь. Поначалу управляли ими из Новгорода — из Софийского собора.

   Церкви в погостах стали центрами местного самоуправления. Первые храмы на карельской земле, судя по сохранившимся северным деревянным храмам, имели большую трапезную на входе. «Трапеза» в переводе с греческого языка того времени означает «место собраний». Именно в этом помещении собиралось самоуправление во главе со священником. Там выбирали старост, сборщиков денег, местную полицию, судей. Тут же, в церкви, приводили их к присяге. Поэтому должностных лиц называли целовальниками — от обычая целовать крест на присяге.

   Церковь для средневекового жителя Карелии была как сельсовет. Все дела решались там. Там же учили детей, там проводили пиры на престольные праздники.

  Ирина Степанова поясняет: «Надо понимать, что плотность населения была очень низкой, священники разговаривали на церковно-славянском, карелы их не понимали. Коренные жители приходили в церковь, чтобы посмотреть на красивые обряды, на золоченые вещи. Они шли за практическим смыслом. Сказывался и менталитет: в суровых северных условиях нужно привлечь как можно больше сил для охраны себя — и эти не помешают, и те. Поэтому в Карелии сложился своеобразный союз язычества и христианства, здесь они никогда не спорили между собой».

   Окончательно административная власть Новгорода в Карелии утверждается в 1277 году после похода князя Дмитрия Александровича. Тогда в летописи впервые появляется термин «Карельская земля». А уже в начале XIV века строят и административный центр — крепость Корела (сейчас это Приозерск). Государственное управление перешло к светскому лицу — князю-наместнику, а церковное — к владычному наместнику, который представлял новгородского архиепископа.

 

Испытания веры и административное развитие

   Исторический выбор карел в пользу православия подтверждают и более поздние события — так называемые «исходы карелов». Первый из них начался в 1323 году, после подписания Ореховецкого мирного договора между Новгородом и Швецией. Тогда часть погостов перешла под управление католиков, и карелы массово стали уходить на новгородские территории.

    В XVII веке по итогам Столбовского мира шведы вновь завоевали часть карельского Приладожья. Тогда карелам снова пришлось уходить к «своим»: часть из них дошла до Олонецких земель, где смешалась с вепсами (так появились людики и ливвики), а часть ушла еще южнее — появилась группа тверских карелов.

  Крещение карелов вывело народы нашего края из тени истории на широкую сцену европейской христианской цивилизации, сделало обитателей древней Карелии полноправными участниками мировой истории.

  На протяжении истории своего развития наш край, населенный разноязычными народами: русскими, украинцами, карелами, вепсами, был духовно объединен общностью православной веры. Она формировала культуру и традиции населения нашего края в духе христианского милосердия, сострадания и братской любви. Православие во многом определило морально-этические нормы народов Карелии, обычаи, архитектуру и облик городов и деревень.

 Карелия стала частью Новгородской епархии, в регионе постепенно складывалась церковная административная структура. В Ореховском договоре (1323) впервые упомянуты «Корельские погосты». В приписке к Уставу новгородского князя Святослава Ольговича (предположительно первая половина XIII века) при определении размера церковной десятины упоминается «Обонезьскыи» (Обонежский) ряд с 14 населенными пунктами, в том числе «во Олонци». Обонежский ряд входил в Новгородскую епархию как Обонежская десятина наряду с Корельской десятиной. В Обонежье система погостов складывалась в XV - первой половине XVI века, она зафиксирована в древнейших писцовых книгах Обонежской пятины 1496 и 1563 годов. В XIV-XV веках на Корельскую землю (Корельское наместничество, с 1500 Корельский уезд) и Обонежский ряд (с 1496 Обонежская пятина) распространялась власть наместников Новгородского архиепископа, свинцовые печати которых были найдены при раскопках в Кореле. В 1419 году Новгородский архиепископ святой Симеон «ездил по Корельской земли» — это было первое посещение архиереем территории Карелии. По данным новгородских писцовых книг конца XV века, у Новгородской кафедры были крупные владения в Карелии.

 

Монастырская жизнь и миссионерство

     Решающую роль в христианизации края сыграли монастыри. В XIV веке на Ладожском озере были созданы Валаамский и Коневской мужской монастыри. В первой половине XVI века вокруг Онежского озера строилось множество церквей и часовен, создавались монашеские общины. Основателями многих обителей были ученики преподобного Александра Свирского: преподобные Никифор Важеозерский, Афанасий Сяндемский, Адриан Ондрусовский, Корнилий Паданский, Макарий Оредежский. В 1500 году в пригороде Корелы, Сванском Волочке, действовало подворье Валаамского монастыря. В Кореле в это время существовали 2 мужских монастыря, созданные, вероятно, при участии иноков Валаамского монастыря, и женская обитель. В 1568 году в Кореле упоминаются уже 4 монастыря.

   Важные мероприятия по христианизации карел и других угро-финских народов Севера России были осуществлены в 1533-1534 годах по инициативе Новгородского архиепископа святого Макария (впоследствии митрополит Московский и всея Руси). В 1533 году он отправил грамоту великим князьям Василию III Иоанновичу и Иоанну IV Васильевичу, где сообщал о «прелести кумирской» в северной части Новгородской епархии. 25 марта 1534 года он послал грамоту об искоренении языческих обрядов в Водскую пятину, направил туда миссионера иеромонаха Илию. 8 июня 1548 года грамоту о борьбе с языческими пережитками (на основе грамоты святителя Макария) в Водскую пятину послал Новгородский архиепископ Феодосий, отправивший туда с миссионерскими целями священника Никифора. Ранее, 15 января 1543 года, архиепископ Феодосий послал грамоту в Корелу о служении молебнов и совершении крестных ходов вокруг города.

 

Становление епархиальной структуры

   В 1595 году была создана Корельская епархия с центром в Кореле, отделенная от Новгородской митрополии. В состав новоучрежденной епархии вошли отвоеванные у шведов в 1595 году земли Корельского уезда и Олонецкий край. Первый Корельский епископ Сильвестр вместе с воеводой И. М. Пушкиным в 1609-1611 годах возглавлял оборону Корелы против шведов. Корельская епископия перестала существовать в 1617 году, после того как Корела с уездом отошла Швеции, а приходы и монастыри Олонецкого края вернулись в состав Новгородской митрополии.

  В 1685 году Корельская кафедра была возобновлена как викариатство Новгородской епархии, просуществовала до 1690 года. В 1708-1742 годах существовало Карельское и Ладожское викариатство Новгородской епархии. 24 мая 1758 года кафедра была возобновлена как Кексгольмская и Ладожская, в 1762 году вновь упразднена. В первой половине XVIII века на карельских землях имелось около 35 монастырей, в 1764 году не менее 20 обителей было упразднено, впоследствии отдельные монастыри были восстановлены.

  В 1764-1787 годах существовало Олонецкое и Каргопольское викариатство Новгородской епархии с центром в Александровом Свирском в честь Святой Троицы монастыре. После образования в 1784 году Олонецкого наместничества викариатство было объединено с Архангельской епархией; Архангельская и Олонецкая епархия существовала в 1787-1799 годах. Вслед за ликвидацией в 1796 году Олонецкого наместничества и раздела его территории между Архангельской и Новгородской губерниями приходы и монастыри в Кемском, Повенецком и Пудожском уездах остались под управлением Архангельского епископа; общины в Петрозаводском, Олонецком, Лодейнопольском, Вытегорском и Каргопольском уездах вошли в состав Новгородской митрополии.

 

Олонецкая епархия: расцвет и испытания

    22 мая 1828 года император Николай I утвердил доклад Святейшего Синода по вопросу об образовании самостоятельной Олонецкой епархии с центром в Петрозаводске. Первым епископом Олонецким и Петрозаводским был назначен Игнатий (Семёнов). Епископы, занимавшие Олонецкую кафедру в 1828-1917 годах, решали задачи духовного просвещения и строительства храмов, борьбы с распространением старообрядчества и лютеранства, организации миссионерской работы. Благодаря их усилиям в Карелии была создана широкая сеть начальных церковных школ, значительно возросло количество приходов.

   27 октября 1829 года открылась Олонецкая духовная семинария, позднее в епархии были организованы духовные училища (мужское и женское). В 1898-1918 годах издавались «Олонецкие епархиальные ведомости». В 1913 году в Олонецкой губернии трудились 1317 православных клириков. В 1917 году в Олонецкой епархии действовали 5 мужских общежительных монастырей (Александров Свирский, Александров Ошевенский, Корнилиев Палеостровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы, каргопольский Преображенский, Муромский в честь Успения Пресвятой Богородицы), 4 мужские пустыни (Андрусовская во имя святителя Николая Чудотворца, Важеозерская Задненикифоровская Спасская, Кириллова Челмогорская (Чермозерская) в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Яшезерская Благовещенская), 5 женских монастырей (каргопольский Успенский, Клименецкий во имя Святой Троицы, Паданский Введенский, Ладвинский Боголюбов, Сяндебский Успенский).

   В XIX веке осуществлялись переводы новозаветных и богослужебных текстов на карельский язык. В 1820 году в Санкт-Петербурге был издан перевод Евангелия от Матфея на тверской диалект карельского языка (в 1895 переиздан в Архангельске). Позже силами Российского библейского общества опубликованы на карельском языке Евангелие от Марка (Архангельск, 1896), Евангелие от Луки (Архангельск, 1899), Евангелие от Иоанна (Архангельск, 1900), Шестопсалмие (Выборг, 1909).

 

Советский период: гонения и выживание

     В советский период в Карелии, как и по всей стране, осуществлялось планомерное уничтожение церковных структур. В 1918-1940 годах были закрыты все духовные учебные заведения, национализированы церковные земли и здания, ликвидированы монастыри, духовенство подвергалось репрессиям. Одно из первых вскрытий мощей в Советской России произошло в 1918 году в Александровом Свирском монастыре. На территории Карелии в 30-х годах в массовом порядке сносились храмы. В 1930 году был закрыт, в 1936 году взорван Свято-Духовский кафедральный собор в Петрозаводске. В декабре следующего года арестовали последнего довоенного Олонецкого епископа Палладия (Шерстенникова).

      К началу Великой Отечественной войны в Карелии были закрыты все храмы, уничтожено практически все духовенство. Исключение составляли 2 формально действовавших, но не имевших священников храма: в деревне Тулгуба Кондопожского района и в деревне Погост Сегозерского района. Они были закрыты постановлениями властей Карело-Финской ССР от 26 июня 1941 года.

   Во время оккупации Карелии в 1941-1944 годах открылись 30 православных приходов и Коневской монастырь, были организованы церковно-приходские школы. Уходя из Карелии, финны вывезли много церковного имущества.

  В первые послевоенные годы Олонецкая епархия находилась под управлением Ленинградского и Новгородского митрополита Григория (Чукова). В 1947-1949 годах на Олонецкую кафедру назначались архиереи, но позднее она в течение долгого времени не замещалась. Приходами в Карелии управлял Ленинградский митрополит через благочинного Олонецкой епархии.

   После освобождения Карелии, верующие подавали прошения о регистрации восстановленных ранее приходов и об открытии новых храмов (в Петрозаводске, Ладве, Ялгубе, Паданах, Шелтозере, Великой Губе). Из 30 храмов, открытых в период оккупации, власти в 1944-1948 годах зарегистрировали 10. В июле 1950 года были закрыты Смоленский собор в Олонце и Никольская церковь в Сортавала. Настоятель обоих храмов протоиерей Феодор Прошин осужден по обвинению в укрывательстве культового имущества. В 1962 году упразднены храмы в поселке Ладва Прионежского района и в поселке Соломенное (ныне в черте Петрозаводска). Не закрывались в послевоенный период в Карелии 4 храма: Крестовоздвиженский собор и Екатерининская церковь в Петрозаводске, Успенская церковь в Олонце и Никольская церковь в Сортавале.

 

Возрождение епархии в конце XX века

    Положительные перемены в церковно-государственных отношениях в Карелии наметились в начале 80-х годов XX века. В декабре 1983 года была зарегистрирована «религиозная группа РПЦ» в городе Сегежа с предоставлением ей права покупки дома для молитвенных нужд. В марте 1987 года, после преобразования «религиозной группы» в полноценную общину, в пользование ей передали Никольскую церковь в Сегеже. 28 декабря 1988 года была зарегистрирована община в Кеми, ей передали Успенскую церковь.

    В ответ на обращение Ленинградского и Новгородского митрополита Алексия (впоследствии патриарх Алексий II) Совет министров Карельской АССР 16 октября 1989 года направил представление в Совет по делам религий при Совете министров РСФСР о передаче Ленинградскому епархиальному управлению части зданий Валаамского монастыря.

   В 1990 году была восстановлена самостоятельная епископская кафедра в Карелии. Во время визита в Карелию 13-15 августа 1990 года патриарх Алексий II возглавил хиротонию благочинного церквей Олонецкой епархии, настоятеля петрозаводского Крестовоздвиженского собора архимандрита Мануила (Павлова) во епископа Петрозаводского и Олонецкого (с 17 июня 1996 — епископ Петрозаводский и Карельский).

   В 1990 году православным общинам в Карелии были возвращены Смоленский собор в Олонце, храмы в поселке Муезерский, в селах Лумбуши и Великая Губа Медвежьегорского района. В 1992 году епархии передали храм св. Александра Невского в Петрозаводске, в 2000 году ставший кафедральным собором. Уже за первые 15 лет деятельности епископа Мануила во главе епархии были образованы около 70 приходов, причём только в 2000—2005 годах архиепископ освятил около 20 новопостроенных и восстановленных храмов, три из которых находятся в Петрозаводске.

   29 мая 2013 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в пределах Республики Карелия образована Карельская митрополия, включающая в себя Петрозаводскую и Костомукшскую епархии. В связи с чем 11 июля в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря патриархом Кириллом за литургией в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря архиепископ Мануил был возведён в сан митрополита.

 

Современный период: митрополит Константин и новые начинания

    Священный Синод 5 мая 2015 года постановил Преосвященным Петрозаводским и Карельским, главой Карельской митрополии быть архиепископу Курганскому и Шадринскому Константину, председателю Синодальной Богослужебной комиссии. 24 мая 2015 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских архиепископ Константин сослужил Святейшему Патриарху в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве, где был возведён в сан митрополита.

    По инициативе митрополита Константина в 2015 году состоялось принесение в Петрозаводскую епархию ковчега с десницей великомученика Георгия Победоносца.

   12 сентября 2015 года состоялись впервые Александровские торжества. Были вручены архиерейские грамоты преподавателям кадетского учебного корпуса, а лучшим кадетам — именные свидетельства стипендиатов учреждённой митрополитом Константином денежной епархиальной премии имени Александра Невского. Это торжество стало ежегодным мероприятием.

   За время служения митрополита Константина в должности управляющего Петрозаводской и Карельской епархией были введены многие новые начинания. Так, впервые в Петрозаводском государственном университете прошла церковная научно-практическая конференция, посвящённая 25-летию возрождения епархии в Карелии, а также Первые образовательные Сретенские чтения.

   В епархии прошли праздничные мероприятия в связи с 500-летием преставления преподобного Геннадия Важеозерского, в связи с чем была учреждена юбилейная медаль в его честь. Епархией были подготовлены и прошли торжества, посвящённые 625-летию преставления преподобного Лазаря Муромского. Было принято решение об учреждении епархиальной награды — медали преподобного Лазаря Муромского двух степеней.

   Трудами Синодальной богослужебной комиссии создаются службы Карельским святым. В Петрозаводске состоялось архиерейское освящение новопостроенной Ильинской церкви, в которой помещены памятные доски с именами погибших в «горячих точках» воинов, уроженцев Карелии.

   Кроме освящения новопостроенных приходских храмов следует отметить большую работу по возрождению монастырей. Состоялось Великое освящение новопостроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в возрождающемся Сяндемском Успенском женском монастыре. Великим архиерейским чином освящён новопостроенный храм во имя святителя Николая в возрождающемся Клименецком Свято-Троицком мужском монастыре и Никольский храм в Адриано-Андрусовском монастыре.

  Также митрополит Константин совершил великое освящение и первую Божественную Литургию архиерейским чином в храме Преображения Господня в селе Спасская Губа Кондопожского района. За время управления Петрозаводской и Карельской епархией митрополит Константин совершил богослужения почти во всех приходах, даже там, где ранее никогда не было архиерейского богослужения. 3 сентября 2017 года Великим Архиерейским чином освящен новопостроенный храм во имя свт. Николая в возрождающемся Клименецком мужском монастыре.

  19 августа 2021 года, в праздник Преображения Господня, митрополит Константин освятил Преображенскую церковь Кижского погоста и совершил в новоосвященном храме Божественную литургию. 30 марта 2022 года митрополит Константин совершил освящение часовни во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» при Республиканском онкологическом диспансере в Петрозаводске. 12 июля 2025 года в день праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла состоялось поистине историческое событие – митрополит Петрозаводский и Карельский Константин освятил восстановленною историческую часовню в честь святых апостолов Петра и Павла у пристани в Петрозаводске.

 

Чудеса и знамения новейшего времени

   По благословению митрополита Константина прошла капитальная реставрация Крестовоздвиженского собора и приходского дома города Петрозаводска. В куполе храма написан 4-х метровый Крест. Накануне освящения собора в праздник Рождества Христова в 2019 году в соборе произошло чудо — заблагоухали мощи преподобного Елисея Сумского. 17 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Константин совершил Чин великого освящения храма и первую после освящения Божественную литургию. На куполах появились 123 золотые звезды. Осенью 2019 года прошли работы по благоустройству территории — произведена вырубка ветхих деревьев, разрушавших могилы, прошли работы по укладке брусчатки на всей территории вокруг храма.

   В 2020 году владыка Константин освятил крестильный храм-часовню в честь преподобного Елисея Сумского. Освящённая часовня, которую увенчал купол с крестом, находится в приходском доме собора, где размещается приходская школа в честь святого Иоанна Кронштадтского.

   Интересно, что в ходе ремонта и обустройства крестильного храма были заказаны в Санкт-Петербурге четыре больших (около 60 кв. м.) дорогостоящих натяжных полотна, так называемые «небеса». На каждом полотне изображены образы святых и архангелов. При монтаже одного из полотен, которое прямо над входом, полотно полностью повредилось. Когда монтажники достали из упаковки три других оставшихся полотна, то оказалось, что под ними лежит ещё одно полотно, идентичное повреждённому. Удивительно, что специалисты фирмы-изготовителя ответственно заявили, что было изготовлено и упаковано только четыре заказанных полотна. Откуда взялось пятое полотно?

   19 января 2023 года, в праздник Святого Богоявления митрополит Константин совершил в Божественную литургию и великое освящение воды в Крестовоздвиженском соборе города Петрозаводска. По заамвонной молитве под пение тропарей «Глас Господень на водах» священнослужители вышли в центр храма, где митрополит Константин совершил чин великого освящения воды, сразу после чего произошло удивительное явление. Фотоаппарат на серии снимков зафиксировал, как в момент окропления людей Святой Крещенской водой над купелью появились светящиеся очертания как бы облака благодати Божией, контуры облака менялись на нескольких фотографиях подряд. Это было в течение нескольких минут. Митрополит Константин отметил, что с подобным чудесным явлением благодати Божией ему уже приходилось сталкиваться во время богослужения в монастыре святых Царственных Старстотерпцев на Ганиной Яме в присутствии патриарха Алексия II в сентябре 2000 года. Тогда фотокамеры зафиксировали как бы энергетическое облако благодати.

   Ранее, 27 июня 2021 года, в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех Святых, совпадающего с днем памяти преподобного Елисея Сумского, после Божественной Литургии по завершении крестного хода с мощами святого в Крестовоздвиженском соборе в момент молебна также произошло удивительное явление. В момент соборного пения величания святому Елисею Сумскому, на фотографиях, сделанных епархиальным фотографом, появилось изображение как бы светящегося ангельского крыла, исходящего от мощей простертого над духовенством и прихожанами. Это изображение появилось только на время величания святого и длилось одну минуту. На снимках с этой же позиции до пения величания святому и после – такого не было. Очертания и динамика изменения контуров светящихся «облаков» указывают на то, что их источником является место, где почивают мощи святого.

   30 июня 2024 года в день всех святых в храме в честь святых праведных Захарии и Елисаветы в Свято-Троицком Клименецком монастыре замироточила икона прп. Ионы Клименецкого. Накануне, 29 июня, в день обретения мощей прп. Ионы Клименецкого митрополит Константин совершил великое освящение и первую Божественную литургию в самом древнем возрожденном в Карелии каменном храме в честь святых праведных Захарии и Елисаветы в Свято-Троицком Клименецком монастыре.

 

Культурно-просветительская и социальная деятельность

   Проводится большая работа в сфере культуры и образования, за что в конце 2017 года Глава Республики Карелия А. О. Парфенчиков объявил митрополита Константина Лауреатом года «За большой вклад в духовное и культурное развитие Республики». В 2021 году владыке Константину был вручён почётный знак Главы Республики Карелия «За вклад в развитие Республики Карелия».

   Карельское духовенство во главе с митрополитом Константином впервые стало организованно принимать участие в ежегодной торжественной церемонии возложения венков и цветов к мемориальному комплексу «Аллея Памяти и Славы». 9 Мая в День Победы на этом торжественном мероприятии митрополит Константин в сослужении духовенства города по своей инициативе совершает Чин поминовения усопших воинов. Митрополит Константин не забывает и обитателей исправительных учреждений, совершая там литургию и беседы.

   Приоритетным направлением деятельности епархии является взаимодействие с детьми и молодёжью. По благословению митрополита Константина в Петрозаводске проходит новый международный фестиваль «Юные голоса Онего». В столицу Карелии прибыли за 10 лет более 5000 детей-хористов и более 100 детских и юношеских коллективов: хоры, вокальные ансамбли, фольклорные коллективы из Карелии, Калининграда, Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Владимира, Минска, а также из Грузии.

   С 2016 года в Музыкальном театре Петрозаводска стала ежегодно проводиться епархиальная Рождественская ёлка. На празднике собираются более 650 детей из Петрозаводска, Кондопоги, Олонца, Медвежьегорска, Пряжи, социальных центров. Все дети получают подарки с личным поздравлением митрополита Константина. В рамках Международных Рождественских образовательных чтений проходят конференции.

   В рамках традиционно существующей программы по поддержке добрососедских отношений между приграничными епархиями в 2019 году состоялся визит митрополита Константина в Финляндию. В ходе визита прошла встреча с Главой Финской Лютеранской Церкви архиепископом Турку и Финляндии Тапио Луома, а также с епископатом и руководителями епархиальных отделов. В Хельсинки состоялись встречи с благочинным православных приходов в Финляндии протоиереем Виктором Лютиком, епископом Миккеле Сеппо Хяккиненом и его пробстом Тимо Росквистом, ответственным за международные связи. Естественно, происходят и ответные визиты.

   Ежегодно 8 июля во Всероссийский день семьи, любви и верности в Петрозаводске по благословению митрополита Константина стал проходить «Парад Семьи». 4 ноября 2024 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и день народного единства, митрополит Константин   возглавил молитвенное шествие по центральным улицам Петрозаводска до центральной площади - общегородской крестный ход. Столь масштабный по количеству участников крестный ход в Карелии прошел впервые.

    2020 год был весьма насыщен позитивными событиями: это празднование 100-летия Республики Карелия, 30-летия восстановления Петрозаводской Епархии и 20-летия со дня освящения Александро-Невского кафедрального собора города Петрозаводска. Три мужских монастыря — Важеозерский Преображенский, Николо-Андрусовский и Клименецкий Свято-Троицкий — отметили своё 500-летие. Прошли торжества в честь 600-летия со дня преставления преподобного Корнилия Палеостровского и 300-летия со дня обретения мощей преподобного Афанасия Сяндемского. Этому святому стараниями заместителя Секретаря Совбеза Р. Г. Нургалиева по проекту знаменитого скульптора С. А. Щербакова был воздвигнут на территории Сяндемского женского монастыря величественный памятник.

   Знаменательным событием для Карелии стало утверждение Священным Синодом к общецерковному употреблению службы «Всем святым, в земле Карельской просиявшим». Этим событиям была посвящена VII Православная историко-просветительская выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России» и конференция на тему: «Карелия: история и современность».

  В 2021 году в Питкярантском районе, на территории мемориального комплекса «Долина героев», митрополит Константин освятил мемориальную часовню в честь святого благоверного Великого князя Александра Невского, в память о воинах, павших в боях за освобождение Карельской земли в годы Великой Отечественной войны. Это очень представительное мероприятие прошло на высоком и достойном уровне, а 12 июня 2024 года совершено освящение храма во имя покровителя судостроителей и военно-морского флота РФ святого Митрофана Воронежского в деревне Койриноя Питкярантского округа Карелии

   Развиваются благотворительность, молодёжное и социальное служение Церкви. Освящена часовня при Центре паллиативной медицинской помощи в Петрозаводске.

 

Обретение мощей и установление новых праздников

   Поистине, историческое событие совершилось в стенах Свято-Троицкого Клименецкого мужского монастыря, расположенного на острове в Онежском озере, накануне 500-летнего юбилея со дня основания. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Петрозаводского и Карельского Константина были произведены археологические исследования и раскопки для обретения святых мощей преподобного Ионы Клименецкого. В 2020 году мощи преподобного Ионы были обретены.

    12 марта 2020 года Патриарх Кирилл установил по ходатайству митрополита Константина отдельный день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников земли Карельской. Этот День будет отмечаться в первое воскресение ноября. Накануне Владыка освятил образ «Собора новомучеников и исповедников Карельских», который был написан к празднику в Кондопоге. На иконе изображены святые лики 11 новомучеников и исповедников. Первое празднование Собора новомучеников и исповедников земли Карельской состоялось в 2020 году в Петрозаводске. Глава митрополии совершил торжественное богослужение в соборе Александра Невского, а также освятил икону праздника, написанную специально к этому дню.

 

Современное состояние епархии

     По состоянию на начало 2025 года в Петрозаводской епархии действует 5 отделов и 1 комиссия. В епархии 5 благочиний: Центральное, Олонецкое, Приладожское, Заонежское и монастырское. Число мужских монастырей — 7, число женских монастырей — 1 (Сяндемский Успенский). Общее количество приходских храмов, где совершаются богослужения, — 91. Строятся и восстанавливаются 30 храмов. Сегодня на приходах и в монастырях Петрозаводской епархии совершают своё служение 83 священника и 13 диаконов. На приходах епархии действуют 25 воскресных школ и образовательных групп, где обучается более 900 человек.

   С начала 90-х годов XX века силами финно-угорского отделения Института перевода Библии (Хельсинки, Финляндия) при взаимодействии с Петрозаводской и Карельской епархией осуществляется перевод книг Священного Писания на языки народов Карелии. Были изданы: на ливвиковском диалекте карельского языка — «Детская Библия» (1995), Новый Завет (2003), Псалтирь (2007), на вепсском языке — «Детская Библия» (1996), Новый Завет (2007). В 2011 году увидел свет перевод Нового Завета на карельский диалект карельского языка, переводы отдельных книг Нового Завета изданы на северокарельском и людиковском наречиях карельского языка.

 

Заключение

     В 2027 году Православная Церковь в Карелии отметит значительную дату — 800-летие крещения карелов. Этот юбилей заставляет оглянуться на долгий и сложный путь, который прошла православная вера на этой земле. За восемь столетий она пережила и периоды расцвета, и почти полное уничтожение в годы гонений, и сложное, но неуклонное возрождение в наши дни.

    Православие в Карелии за 800 лет пережило многое — от массового крещения карельских племен в 1227 году до жестоких гонений советской эпохи, когда были уничтожены практически все храмы и монастыри, а духовенство подверглось репрессиям. Сегодня мы являемся свидетелями начала возрождения православной жизни в республике, но это возрождение происходит на фоне серьезных демографических и социально-экономических вызовов.

   Особенно печально то, что множество уникальных деревянных памятников церковной архитектуры — церквей и часовен — находятся в заброшенном виде, так как села и поселки, где они располагались, обезлюдели. Карелия стремительно вымирает, население очень сильно сокращается, что создает реальную угрозу для сохранения не только духовного, но и культурного наследия края.

  Тем не менее, духовная жизнь продолжается. В Петрозаводске строятся новые храмы: продолжает возводиться Казанский храм, строится храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ключевой и начинается строительство храма св. Иоанна Кронштадтского в районе Древлянка. Население республики бедное, что сказывается на возможностях финансирования церковных проектов. Не хватает духовенства, хотя в среднем минимум три хиротонии совершается в год и освящается храмов и часовен ежегодно более 5-ти. Но, несмотря на все трудности, за все слава Богу.

  В 2027 году будет праздноваться 800-летие крещения карелов, к этой дате запланировано много мероприятий, возможно и освящение Казанского храма, который строится уже почти четверть столетия. Этот юбилей стал важной вехой в осознании исторического пути православия в Карелии и тех вызовов, которые стоят перед Церковью сегодня.

    Таким образом, современный этап можно охарактеризовать как начало нового витка в истории карельского православия. Это время, когда рядом с древними, полузабытыми святынями возводятся новые церкви, а память о подвиге новомучеников дает силы для будущего. Несмотря на все социальные и экономические трудности, духовная жизнь в Карелии продолжается, и в этом — залог надежды на то, что уникальная православная традиция этого северного края не прервется.

 

подготовил священник Константин Павлюченко,

секретарь Петрозаводской епархии,

кандидат богословия

Епископы

 

Корельская епископия (кафедра в городе Корела)

 

Олонецкие и Каргопольские (кафедра в Троицком Александро-Свирском монастыре)

 

Олонецкая и Архангельская епархия (управлялась из Архангельска)

 

Олонецкая и Петрозаводская епархия

 

Петрозаводская и Олонецкая епархия

 

Петрозаводская и Карельская епархия

 

Петрозаводская епархия в составе Карельской митрополии

 

 

 

 

 

Благочиния епархии

 

Храмы епархии

 

  • Медвежьегорский район
    • Храм во имя пророка Илии города Медвежьегорск
    • Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (на территории федерального казённого лечебно-профилактического учреждения «Республиканская больница № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия»), город Медвежьегорск
    • Храм во имя святителя и чудотворца Николая села Повенец
    • Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца села Толвуя
    • Храм во имя Рождества Богородицы деревни Лумбуши
    • Храм во имя пророка Илии села Великая Губа
  • Олонецкий район
    • Собор во имя иконы Богородицы «Смоленская» города Олонец
    • Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы города Олонец
    • Храм во имя Рождества Христова села Коткозеро
    • Храм во имя Спаса Нерукотворенного образа деревни Еройла
    • Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца села Видлица
    • Храм во имя священномучеников Флора и Лавра села Мегрега
  • Прионежский район
    • Спасо-Рождественский храм села Шёлтозеро
    • Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи посёлка Шуя
    • Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского посёлка Мелиоративный
    • Храм во имя святого преподобного Ионы Яшезерского посёлка Кварцитный
    • Храм во имя святителя и чудотворца Николая посёлка Ладва
    • Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского деревни Машезеро
    • Храм во имя святых Царственных новомучеников села Новая Вилга
  • Пудожский район
    • Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского города Пудож
    • Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского города Пудож
    • Храм во имя святого преподобного Диодора Юрьегорского деревни Куганаволок
    • Храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы посёлка Подпорожье
    • Храм во имя Рождества Богородицы села Колодозеро

 

Монастыри

 

Действующие

Закрытые и упразднённые