На скалистом берегу Повенецкого залива, где воды Онежского озера встречаются с карельским небом, стоит храм-памятник — церковь апостолов Петра и Павла в древних Челмужах. В этом году она отмечает величественную дату — 420 лет, храня в своих бревнах память о царях, войнах и православной вере.
Изначально, в 1577 году, здесь возвышался клетский храм, суровый и простой, как сама северная природа. Но судьба уготовила ему иную участь. По преданию, в 1605 году храм был перестроен на пожертвования инокини Марфы — в миру княгини Ксении Романовой, матери первого царя из династии Романовых. Освободившись из заточения, она ознаменовала свою свободу благим делом, нарекая новую церковь «Богоявленской». Сюда же была пожертвована родовая икона дома Романовых — святыня, хранившая дух целой эпохи.
Шло время, и храм менялся вместе с краем. В конце XVIII века его облик смягчился: появилась уютная трапезная, а над сеньми взметнулась в небо шатровая колокольня-звонница. Тогда же у церкви появилось второе имя — Петропавловская, по названию устроенного в трапезной придела.
Ее судьба — это отражение судьбы Карелии. В огне Великой Отечественной войны, когда линия фронта подошла к самым домам, высокий храм стал ориентиром. Чтобы лишить врага цели, челмужанам пришлось с болью в сердце разобрать его шатер и колокольню. Но как птица Феникс, храм возродился из пепла в послевоенные годы, символизируя надежду и непреходящую жизнь.
Сегодня Петропавловская церковь — больше чем памятник архитектуры, переходный от клетских к шатровым храмам. Это живой страж, чей силуэт, просматривающийся с водных просторов Онеги, встречает и благословляет каждого путника. Она — воплощенная в дереве летопись Карелии, где каждый элемент хранит шепот веков: о молитвах царей, о грохоте войны и о тихой, непобедимой силе православной веры.












