Нередко можно услышать скептический вопрос: «Какие у меня грехи? Я же не убивал и не воровал». Однако такой взгляд расходится с христианским учением о природе человека.
Грех — общая участь и личная ответственность
Безгрешен только Бог.Все люди, живущие земной жизнью, подвержены греху. Как сказано в Писании: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1:8). Даже младенцы, не имея личной вины, несут последствие первородного греха — наследственную склонность ко злу, которая проявляется в эгоизме или агрессии. Сама мысль о своей безгрешности уже греховна.
Почему «малые» грехи — большое препятствие
Опасно успокаивать себя лишь внешним соблюдением правил.Даже, казалось бы, незначительные проступки — осуждение, ложь, гордость — удаляют человека от Бога. Парадоксально, но чем праведнее становится человек, тем острее он чувствует свою греховность, как это видно на примере святых.
Путь к настоящему добру
Человек не может победить грех лишь своими силами.Для этого Бог даёт благодать через Церковь и её Таинства. Ключевое — Таинство Покаяния, требующее искреннего раскаяния и решения измениться. Истинно добрым является не тот, кто просто «не делает плохого», а тот, кто стремится к Божьему совершенству, исполняя главную заповедь о любви к Богу и ближнему.
Как говорил святой Иустин (Попович): «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман». Таким образом, настоящее добро — это не автономная «хорошесть», а ответ на призыв Творца, чей голос звучит в нашей совести. Быть «хорошим человеком» в христианском смысле — значит постоянно, с Божьей помощью, бороться со злом в себе и возрастать в любви.












